Рост экспорта пиломатериалов в преддверии санкционного запрета
В преддверии полного прекращения российского экспорта в Европу и США компании увеличивают поставки фанеры в эти регионы и ищут новые рынки сбыта. Евросоюз ввел запрет на импорт продукции из России 9 апреля, он запрещает поставки по новым контрактам, а с 10 июля 2022 г. поставки будут остановлены и по старым контрактам. Палата представителей Конгресса США 8 апреля разработала законопроект, запрещающий поставки древесины и изделий из нее из России и Беларуси.
В марте 2022 г. Россия увеличила поставки фанеры в США на 68% относительно соответствующего периода предыдущего года, до 57 тыс. м3, таковы данные Lesprom Analytics. При этом стоимость поставок взлетела на 223% до $46 млн. Средняя цена российской фанеры на американском рынке выросла почти в два раза и составила $812 за м3. Резкий рост импорта российской фанеры можно объяснить тем, что американские компании в преддверии принятия запрета стараются пополнить свои запасы.
Поставки российской фанеры в страны Европы в марте также росли, хоть и более низкими темпами – на 2,9%, до 121,8 тыс. м3. Стоимость экспорта подскочила на 20,2% до $68,8 млн., а средняя цена – на 16,8% до $564,3 за м3. Наибольший объем поставок фанеры из России пришелся на Нидерланды – 37,1 тыс. м3. Доля страны в экспорте фанеры составила 30,4%. Далее следуют Германия и Латвия с объемами 18,3 тыс. м3 и 9,8 тыс. м3.
Российские компании стараются переключить поставки из Европы и США в Азию. «Азиатские рынки для нашей компании являются новыми, но быстрорастущими. Это позитивный факт, поэтому наша главная задача – эффективно зайти и устойчиво закрепиться на новых рынках. Это будет непросто, потребует много сил и времени, но все абсолютно решаемо. Череповецкий фанерно-мебельный комбинат неплохо работает на рынках Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, прорабатываются рынки Грузии, Китая, Монголии, Вьетнама», – рассказывает Илья Коротков. Однако для того чтобы наладить поставки на новые рынки, потребуется немало времени. По словам эксперта, такие связи выстраиваются, как правило, очень долго. На перестройку логистических цепочек уйдет от 6 до 12 месяцев.
Компания «Свеза» также отправляет свою продукцию на азиатский рынки и страны СНГ. Кроме того, компания экспортирует фанеру в страны Африки и Латинской Америки. «Но главным потребителем нашей продукции был и остается внутренний рынок», – говорит директор по продажам компании «Свеза» Виталий Демиденко.